8 (800) 555-07-69 Личный кабинет Войти Регистрация

В целях прозрачности платежей

В целях прозрачности платежей 09.11.2017

НА НАЧАЛО ОСЕНИ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОДМОСКОВНОГО РЕГИОНА ЗА ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПРЕВЫСИЛА 6 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. В СРАВНЕНИИ С АНАЛОГИЧНЫМ ПЕРИОДОМ ПРОШЛОГО ГОДА НАБЛЮДАЕТСЯ УМЕНЬШЕНИЕ ДОЛГОВ ПОЧТИ НА МИЛЛИАРД, НО ЦИФРЫ ПО -ПРЕЖНЕМУ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ. НЕВЫПОЛНЕННЫЕ УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – НЕ ПРОХОДЯЩАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ КАК ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ, ТАК И САМИХ ЭНЕРГЕТИКОВ. РЕГИОНЫ ПЫТАЮТСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ. НО РЫЧАГОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАЛОВАТО. ПРИ АДМИНИСТРАЦИЯХ РАБОТАЮТ КОМИССИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ. ОДНАКО УКАЗЫВАТЬ ОНИ МОГУТ ТОЛЬКО БЮДЖЕТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ - ЭТО КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, А ИХ УПРЕКАТЬ МОГУТ РАЗВЕ ЧТО САМИ ЖИЛЬЦЫ.

И всё же попробуем разобраться в причинах возникновения долгов управляющих компаний и определить пути решения проблемы на уровне муниципалитетов. Об этом разговор с депутатом Московской областной Думы, заместителем председателя Комитета по самоуправлению Романом Горбуновым и заместителем генерального директора МОсОблЕИРЦ по взаимодействию с органами власти Глебом Латыповым.

ПРИЧИН ДВЕ
Специалисты называют две причины возникновения задолженности Управляющих компаний перед ресурсниками. Первая, весьма объективная, — долги населения, то есть наши с вами.
Роман Горбунов: — Общеизвестно, что реальный сбор у УК за жилищно-коммунальные услуги составляет 94-97%. Но при этом, к примеру, МУП «Серпуховская теплосеть» поставляет теплоноситель исключительно на условиях 100% оплаты. Что получается в итоге? Добросовестная Управляющая компания оплачивает потреблённый собственниками ресурс, а долги населения повисают неподъемным грузом на ней самой. Суммы набираются немалые, ведь доля коммунальных услуг в наших квитанциях составляет порядка 70% от всех платежей.
Почему люди не платят? По разным причинам. Одна из них – немаловажная — материальные затруднения граждан. Ладно бы так, по крайней мере, объяснимо и можно понять. Но есть и другое: как это ни удивительно, в сознании части потребителей энергоресурсов бытует устоявшееся мнение, характеризующее эти самые потребленные ресурсы и услуги не как коммерческий продукт, за который надо платить, а как некое естественное приложение, вроде как смена дня и ночи. То есть пришли холода – и батареи должны сами по себе теплеть. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, достигает астрономических величин. И взыскать деньги сложно: отсутствие весомых штрафных санкций при несвоевременной оплате населением приобретенных услуг, неэффективность и трудоемкость взыскания платежей с граждан через судебные органы не позволяет УК выдерживать платежную дисциплину в соответствии с договором поставки ресурса. Коммунальщикам гораздо проще стрясти задолженность с УК. Вторая причина возникновения задолженности УК перед РСО – искусственная: намеренные задержки платежей, собранных с жильцов. Долги недобросовестным управляющим компаниям иметь выгодно.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОВ
Как один из способов уменьшения задолженности за ЖКУ можно рассматривать прямые платежи жителей ресурсоснабжающим организациям.
Роман Горбунов: — Законопроект о переходе поставщиков ресурсов на такие расчеты с потребителями был разработан несколько лет назад. Его с надеждой ждут и жители, и управляющие организации. При такой системе наши УК избавятся от лишней головной боли. Ресурсоснабжающие организации будут видеть все суммы, которые вносят за тепло, свет и воду собственники квартир, а у жилищников отпадёт необходимость доказывать, что они перечислили всё, полученное от населения, – это раз. Долги, копящиеся перед РСО за счёт неплатежей населения перестанут давить на плечи УК непосильным бременем – это два. Наверное, строка «плата за общедомовые нужды» должна тоже уйти в эти прямые платежи. Таким образом, Управляющие компании будут заниматься лишь своими прямыми обязанностями — содержанием и текущим ремонтом жилищного фонда.
Прямых платежей, уверяют реформаторы, опасаться не стоит — для нас с вами прямые расчёты не принесут каких-либо существенных новшеств. Коммунальные услуги никуда не денутся и будут по-прежнему поставляться в наши квартиры, стоимость, как и раньше, определяться на основании установленных тарифов, а объёмы — по показаниям приборов учёта или по нормативу. То есть права и обязанности жителей уже сейчас достаточно чётко регламентированы. По сути всё сведется лишь к тому, что в платёжном документе в качестве исполнителя коммунальной услуги и получателя денежных средств будет указана конкретная ресурсоснабжающая организация и её банковские реквизиты. И сто разных квитанций в наших почтовых ящиках не появится – в Правительстве настаивают, что платёжный документ должен оставаться единым.
Глеб Латыпов: — Рост задолженности является следствием крайне противоречивого и запутанного законодательства в этой сфере. Не секрет, что отдельные Управляющие компании строят свой бизнес не столько на его обслуживании, сколько на управлении финансовыми потоками, поступающими от населения. Денег наберём и в лучшем случае попользуемся ими временно. В худшем – накопим значительное количество средств и… обанкротимся. Понятно, что так быть не должно. Поэтому сегодня Подмосковье активно реализует концепцию перехода на расчеты за ЖКУ с единым платежным агентом, которого я сегодня представляю — МосОблЕИРЦ. Подчеркну — это было поручение губернатора Московской области. На сегодня порядка 80% Управляющих компаний уже работают по единым платёжным документам и проводят расчеты через наш центр. Процесс перехода контролирует МинЖКХ.
Расчетный центр, взяв на себя функции и обязательства платежного агента, работает в рамках Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц…». Это значит, что МосОблЕИРЦ стоит на учете в Росфинмониторинге, использует специальные банковские счета, предназначенные для ограниченного числа операций, и несет законодательную ответственность за своевременное и полное доведение денежных средств до поставщиков ресурсов и услуг.
Следует сказать, что МосОблЕИРЦ — это, вопреки мнению обывателя, лишь расчетная машина. И принадлежит она на три четверти государству — в лице ПАО «Мосэнергосбыт» и ГУП МО «Коммунальные системы Московской области». Работает по четким правилам, которые утверждены Распоряжением 192-РВ Министерства ЖКХ Московской области и называются «Единый порядок взаимодействия и информационного обмена Единого информационно-расчетного центра с организациями…». Для нас стандартизированы все процессы по начислениям и сбору платежей за ЖКУ, в том числе перечень и стоимость наших услуг.
Глеб Латыпов стоял, можно сказать, у истоков образования единых расчетных центров еще в 2007 году. Своего рода эксперимент проводили в Казани. Спустя год, Латыпов отчитывался о проделанной работе Президенту Путину. После, в ежегодном Послании Федеральному собранию, Владимир Путин поставил на повестку дня вопрос о создании единых расчетных центров и весьма положительно оценил опыт Казани. Но вернёмся к Московской области.
Глеб Латыпов: — Создание единой структуры стало гарантом того, что денежные средства не попадут в карман недобросовестного предпринимателя. Наша система прохождения финансовых потоков проста и прозрачна. Деньги горожан аккумулируются не в Управляющей компании, а на целевом расчетном счете, после чего на основании документов, подтверждающих оказание жилищно-коммунальных услуг, они распределяются по поставщикам. Хочу заметить, что Единый расчетный центр самостоятельно не распоряжается деньгами, перечисление финансовых средств осуществляется по поручению Управляющих компаний. Именно расчетный центр может гарантировать своевременность перечисления денежных средств потребителя жилищно-коммунальных услуг на счет непосредственного поставщика. Сложившаяся схема позволяет контролировать процесс распределения полученных сумм с момента оплаты до последующего перечисления поставщику жилищно-коммунальной услуги, то есть является прозрачной для всех участников рынка.

ОБЯЗАННОСТИ МОСОБЛЕИРЦ
МосОблЕИРЦ подписывает договоры с Управляющими компаниями на организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Каждый месяц расчетный центр формирует и направляет в УК около двух десятков отчетов, в том числе о начислениях и оплатах в разрезе лицевых счетов, о начислениях по поставщикам услуг, о плательщиках, не передавших показания приборов учета, о взыскании дебиторской задолженности, о доставке ЕПД и т.д. На многих территориях, в том числе в Серпухове, реализована функция Личного кабинета для юридических лиц, когда все отчеты выгружаются в электронном виде с цифровой подписью. «Приходит» расчётный центр и в квартиры горожан: серпуховичи могут в Личном кабинете не только видеть любую информацию по своим платежам, но и корректировать их.
В Серпухове МосОблЕИРЦ работает недавно – с 2015 года. Но это ни много ни мало 90 тысяч абонентов по электроэнергии и 17 с лишним тысяч лицевых счетов за ЖКУ — 303 дома, управление которыми осуществляет УК «Ремонтник». Справедливости ради отметим, становление проходило не без «притирок». И счета случались некорректные, и к квитанциям люди привыкали трудно, и базы данных корректировались долго. Однако, повторим, это было время становления. Сейчас и собственники жилых помещений в домах «Ремонтника» освоились, и в МосОблЕИРЦ урегулировали процессы. А с 15 ноября все Управляющие компании города, во исполнение поручений губернатора, должны начать производить расчёты через МосОблЕИРЦ. И офис центра, и сотрудники готовы приступить к работе: г.Серпухов, Борисовское шоссе, д.17-а.

http://migserpuhov.ru/novosti/v-tselyah-prozrachnosti-platezhej/